Контакты
Адрес:

603011, г. Н. Новгород , Июльских дней ул., 20

Телефон: (831) 245-10-03 (831) 253-65-19

Время работы: пн-вс 10:00-19:00
Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  
Свежие комментарии

    Духи Кавказских гор

    [hide]Источник[/hide]
    Авторы: Юрий Супруненко, Маргарита ТроицынаЦелебные слёзы Машука

    Русские поэты неоднократно воспевали Кавказ, восхищаясь его красотой и величием. Одним из них был М.Ю. Лермонтов, убитый на дуэли у подножия горы Машук. Но куда более знаменита она своими целебными водами. Именно с ними связано происхождение ее названия. По преданию, давным-давно жила в этих местах голубоглазая красавица по имени Машуко, любившая юношу-джигита. Возлюбленный ее погиб в бою, и горе Машуко было настолько сильным, что она окаменела и превратилась в гору. А слезы, которые проливала несчастная девушка, забили из-под земли в виде ключей. И обладают они чудодейственной силой…

    Сведения о целебных источниках Машука действительно уходят корнями в очень давние времена. Арабский путешественник Ибн Баттута в XIV столетии сообщал о пяти горах и находящихся в них ключах горячей воды, в которых купались тюрки. Одна из высот по соседству с Машуком так и называлась Бештау («пятигорье»). Слухи о здешнем нарт-санэ, «богатырь-воде», распространялись далеко за пределами края.

    Одними из первых оценили достоинства машукских источников солдаты из Константиновской крепости, сооруженной у подножия горы в 1780 году. Купание в горячих источниках заменяло служивым баню. От такой «санобработки» исчезали ревматические и кожные заболевания. К Горячим Водам, как стал называться возникший здесь городок (впоследствии он был переименован в Пятигорск), потянулись паломники со всех концов России. В 1803 году Александр I издал высочайший указ «о признании кавказских вод лечебной местностью государственного значения». И по сей день люди едут сюда, надеясь оздоровиться и исцелиться от недугов, а может, как царь в сказке Ершова «Конек-Горбунок», и обрести вторую молодость после купания в живой воде.

    Каменная Нежность

    А те, кто нуждается не в телесном, а в душевном исцелении, могут обратиться за помощью к одной из главных сакральных достопримечательностей Кавказа – дольменам. Немало их встречается в месте слияния речек Пшада и Догуаб, километрах в сорока от Геленджика за Михайловским перевалом. Сооружения в виде больших ящиков, накрытых плоскими плитами, построены 2000-4000 лет назад.

    А всего их тут около 2,5 тысячи! Вдоль побережья Черного моря можно встретить дольмены плиточные, целиком выдолбленные в скале, сооружения из комбинации каменных плит и блоков, положенных в два и более ряда.
    У каждого дольмена – свои облик и даже имя. Говорят, каждый из них несет особый энергетический заряд. Дольмен Хан, например, укрепляет здоровье, мобилизует защитные силы организма. Дольмен Нежность считается женским. Его дух помогает во всем, что связано с материнством, детьми. Дольмен Мая охранит от неразделенной любви, даст счастье в супружестве, поможет привлечь сердце любимого человека. Дольмен Тор ориентирует на достижение цели своего пути.

    Хижина бога

    Впрочем, даже местное население не может с уверенностью ответить на вопрос о назначении дольменов. На Кавказе есть другие древние памятники, пользующиеся почитанием. Например, языческое святилище Реком, расположенное в Цейском ущелье. Здесь издавна поклонялись и приносили жертвы богу Уастырджи, покровителю мужчин. Женщин сюда, как правило, не допускали.
    Рубленый дом из сосновых бревен сложен без единого гвоздя, традиционным для древности способом – обло (каждое следующее бревно подгонялось под выемку в предыдущем). На крыше высятся декоративные навершия с языческой символикой. Внутри на стене – полка с черепами жертвенных животных: оленей, баранов, туров. Тут же установлена деревянная чаша с монетами и бумажными деньгами.
    Предание гласит, что Уастырджи решил возвести для осетин святилище из «вечного дерева» – лиственницы. Она же росла на другом конце горного хребта. Тогда бог приказал своим волам перебраться через ледник и привезти деревья. Рассказывают, что те сами падали в повозки. А по прибытии на место повозки сами опустошались, и чудесным образом на поляне вырос сруб.
    Осетинские воины когда-то оставляли в святилище сломанные стрелы и наконечники, в медных котлах варилось пиво для праздничных застолий и чествования горных духов. Перед сражением воины исполняли обряд братания – ломали две стрелы, после чего становились братьями по крови.
    Считалось, что личная вещь, оставленная в Рекоме, принесет ее владельцу благосклонность богов. Эта традиция сохранилась и поныне. В наши дни святое место посещают обычно в большие осетинские праздники, например, в день рожденных за год мужчин – Кэхцгэнэн. А молодые люди поднимаются к Рекому перед уходом в армию. Говорят, исполняется многое из загаданного.
    К сожалению, в 1995 году древнее строение сгорело от удара молнии. Пошли разговоры, что это неспроста: современное поколение забыло своих богов и духов и погрязло в грехах.
    Команда энтузиастов взялась за восстановление святилища по сохранившимся чертежам. Перед началом строительства держали пост целую неделю, а каждый день начинали с молитвы. Древняя технология была соблюдена, правда, возводить строение пришлось из сосны – лиственница в горах сегодня почти не встречается.
    И поныне, чтобы смягчить гнев Уастырджи, осетины ежегодно в июне проводят в районе святилища праздник, посвященный этому божеству. Варят пиво, закалывают жертвенных животных, веселятся и состязаются в танцах, пении, скачках, стрельбе из лука, рукопашной борьбе. А жрецы, назначаемые от каждого села, обходят ряды паломников и собирают подношения.
    Исследователи спорят о датировке памятника. Некоторые относят его к кобанской культуре, существовавшей примерно за тысячу лет до нашей эры. Но по данным лихенометрического анализа (т.е. определения возраста по величине пятен лишайников на каменных глыбах или деревянных срубах), Реком не мог быть построен раньше XII века.

    Эльбрусский Прометей

    Эльбрус же славится тем, что там обитает не кто иной, как знаменитый древнегреческий бог Прометей. Как такое возможно?
    Название горы происходит от персидского «Альборз», которое упоминается еще в священной Авесте. Некоторые исследователи также считают, что это и есть гора Алатырь из русской сакральной традиции, «богатырь-гора». Только древние называли ее на свой лад – Алатавр, а «тавр», как известно, по-гречески «бык». Бык же для славянских язычников символизировал бога Велеса. Племена славян-русов верили, что Алатырь-гора – это алтарь у трона Всевышнего. А на склонах ее расположены земной рай и ад (по-славянски – Ирий и Пекло). Кстати, Эльбрус соответствует описанию горы, у подножия которой, по преданию, князь Кий, сын Ария (прародителя арийцев) и внук солнечного бога Яра, заложил древний град Киев (Кияр), еще до «матери городов русских». В славянских мифах Кияр – это святой град, духовная столица мира, нечто вроде гималайской Шамбалы.
    На той же горе, по поверьям, был распят Огнебог (подаривший людям огонь). Русы называли его Велесом, Симарглом и Финистом, иранцы – Огнеперым Симургом, индийцы – Агни Промати («тот, кто греет»), а древние греки – Прометеем. Но наиболее распространена легенда о боге, являющемся в обличье огромной птицы (у славян это Финист Ясный Сокол, хорошо знакомый нам по русским народным сказкам, у персов – божественная птица Симург). Что касается Прометея, то Эсхил сообщает, что этот титан был прикован к скале в горах Скифии. А Цицерон приписывает герою слова о том, что его кровь сочится «на скалы Кавказа».
    Имеет ли Эльбрус отношение к греческой мифологии, судить трудно. Однако в 1838 году русский историк В.В. Пассек писал в «Очерках России»: «Почти все наши горские народы верят в горных духов. Абхазцы рассказывают, что на вершине горы Эльбрус есть страшная пропасть, в которой раздаются стоны и слышны звуки цепей; там лежит прикованный великан…» А специалист по истории Кавказа Н. Дубровин опубликовал исследование, сделанное по фольклорным записям. В нем говорится: «На высокой снеговой горе, на самой ее вершине, есть громадный шарообразный камень, на котором сидит старик с длинною до ног бородою, все тело его обросло седыми волосами, ногти на ногах и руках очень длинны и похожи на орлиные когти. Красные глаза его горят как раскаленные угли. На шее, посреди