Контакты
Адрес:

603011, г. Н. Новгород , Июльских дней ул., 20

Телефон: (831) 245-10-03 (831) 253-65-19

Время работы: пн-вс 10:00-19:00
Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  
Свежие комментарии

    Адопись

    На сайте я увидела только одно упоминание о подобном, но, мне кажется, оно нуждается в дополнении информацией и картинками. Итак, это адопись.

    [hide]Источник[/hide]Буквально сегодня я узнала о существовании такой вещи, как адопись. Адописные иконы имеют и второе название — «черные иконы».
    Обратимся к Википедии:
    «Адописная икона — название легендарных икон, под красочным слоем, левкасом или окладом которых были помещены изображения дьявола (чёрта). Также к образу святого могли быть пририсованы рога, скрытые красочным слоем.
    Впервые термин «адописанный» встречается в Прологе за 13 ноября применительно к хоругвям еретиков-савелианитов. «Полный церковнославянский словарь» Григория Дьяченко даёт этому слову следующее объяснение — «написанный во аде, в подземном мучилище». Однако словосочетание «адописные иконы» известно в основном в старообрядческой среде, но не отражено в каком-либо языковом словаре.
    Написание адописных икон на Руси было разновидностью чёрной магии. Этнографические описания сообщают: «некоторые богомазы на загрунтованной доске пишут сперва изображение дьявола, и когда это изображение высохнет, снова загрунтовывают и уже на этом втором грунте изображают угодника». В результате этого, молящийся перед такой иконой обращается не к Богу, а к сатане, и молитва приобретает обратный эффект.
    Сообщения об адописных иконах появляются в газетных публикациях и литературе второй половины XIX века. В них сообщается только о поздних иконах «дешёвого и неискусного письма». Увлекшийся иконописью писатель Н. С. Лесков включает упоминание об адописной иконе в свою повесть «Запечатленный ангел» (1872 год), а в 1873 году публикует небольшую статью «Об адописных иконах». Несмотря на эти исследования XIX века, в XX веке Н. И. Толстым были высказаны сомнения в реальном существовании адописных икон, которое разделяют современные искусствоведы, по причине отсутствия материальных свидетельств».

    А теперь от себя. Не всегда адописную «икону» можно отличить от православной. Взгляните: на первый взгляд, икона, изображающая страшный суд…

    Адопись

    Но разве на иконах принято изображать нечистых? (стандартное православное изображение страшного суда)

    Адопись

    Еще одна напоминает мне чем-то картины Босха

    Адопись

    Существуют слухи, которые утверждают, что были случаи подмены обычных икон в церкви на адописные. И никто долгое время этого не замечал.
    Википедия:
    «В качестве причин появления адописных икон называют:

    — «игра» в нераспознание «антихристовой прелести»;
    — деятельность староверов, направленная на очернение икон «фряжского» письма с целью отучить от них народ;
    — мошенничество иконоторговцев-офеней. Подобная история описана Н. С. Лесковым:
    Сказать страшно, что они со мною сделали! Один мне икону променял за сорок рублей и ушел, а другой говорит:
    «Ты гляди, человече, этой иконе не покланяйся».
    Я говорю:
    «Почему?»
    А он отвечает:
    «Потому что она адописная», — да с этим колупнул ногтем, а с уголка слой письма так и отскочил, и под ним на грунту чертик с хвостом нарисован! Он в другом месте сковырнул письмо, а там под низом опять чертик.
    «Господи! — заплакал я, — да что же это такое?»
    «А то, — говорит, — что ты не ему, а мне закажи».
    И увидал уже я тут ясно, что они одна шайка и норовят со мною нехорошо поступить, не по чести, и, покинув им икону, ушел от них с полными слез глазами…

    — Лесков Н. С. «Запечатленный ангел».»

    На самом деле, не хочется особенно красочно и подробно расписывать ни то, как они создаются, ни то, как используются. Впечатление на меня произвело само существование подобного. Но немного информации все-таки стоит добавить к уже процитированному:
    «О самих изображениях можно сказать следующее. Часть Бесов являются антиподами определенных святых. Потому их изображения строится на принципе хулы божественного.
    Рассмотрим икону церковного Беса «Абара». Как ее писать? Изображаем Николу угодника в той же одежде и позе как на православной иконе, убираем святые надписи и бороду, а на книжке в его руках рисуем печать Церковного Беса. Сам лик изображается подчеркнуто нечеловеческим. Икона Абары готова.»
    [hide]Фото такой иконы[/hide] (фото не вставляется на сайт именно снимком)
    И две самые известные адописные «иконы»:
    «Адова Троица» пишется на манер сюжета иконы святой троицы. Можно изобразить троих согласно описанию пантеона Бесов. Сатана – демонического вида с крыльями за спиной как на XV аркане Таро, Велигор это ангелоподобный мужчина, а Верзаул с темным лицом и кудрями напоминает получеловека-полунасекомое.

    Адопись

    «Княжна Смерть». Изображается как худая женщина с косой, наполовину живая, наполовину скелет. Ее печать в виде перевернутого креста может присутствовать на иконе, некоторые пишут имя Беса на заднем плане старославянским шрифтом. В данном случае — имя Бесовицы «Смерть».
    Адопись

    Адопись

    [hide]Источник[/hide]